Надо полагать, что отдельное проживание обитательниц такой утопии также являет-ся архетипической чертой. Речь идет об одном племени или острове.
Миф об амазонках, таким образом, вечен. В принципе, можно рассматривать феми-нисткие идеи в их крайнем проявлении именно как развитие мифа об амазонках. Здесь не идет речь о равноправии, о взаимодействии и дополнении противоположных полов. Тем мужчинам, кто сочувственно относится к крайним феминистким идеям, может быть, следует вспомнить как обращались с их собратьями легендарные амазонки (например, согласно Апполодору амазонки вскармливали только девочек, о судьбе мальчиков же Апполодор ничего не сообщает). Женщинам, благодарным феминистическому движению за борьбу за равноправие полов, тоже не следует забывать, что амазонки не нуждались в эмоциональных контактах с мужчинами. Впрочем, классический патриархат также не предполагает сложного эмоционального взаимодействия. Современный брак это гораздо более сложное, а потому и хрупкое образование. Несмотря на понятные причины, автор ни в коей мере не является сторонником матриархата - как, впрочем, и патриархата (хотя первый представляется более гармоничным). Тем не менее, надо признать, что обе эти структуры достаточно живучи - а потому обе имеют, в сущности, равное право на существование. Современная жизнь включает в себя самые разные уклады.
Проигравший свою историческую битву матриархат всегда будет стремиться взять реванш и доказать свою полную состоятельность. Опорой для его борьбы является тип женщины, подобной амазонкам – сильной, самодостаточной, успешно продвигающейся по карьерной лестнице, эмоционально не нуждающейся в мужчинах, просто изгоняющей мужчину из своего окружения после того, как появляется ребенок.
В сущности, многие знакомы с семьями, где есть несколько поколений женщин – и нет мужчин (оговорюсь, что не имею в виду вечно одурманенные маргинальные сооб-щества; речь идет о семьях, занимающих достойное положение в обществе). Общест-венное мнение обычно вздыхает о больших достоинствам этих женщин и о том, как им не везет в личной жизни. Но при более близком знакомстве выясняется, что мужчина в такой семье обречен на второстепенную, подчиненную роль, не для каждого это поло-жение приемлемо. Здесь подчас даже потомки мужского пола отходят на второй план. Думается, однако, это ни плохо, ни хорошо. Такую организацию семьи можно рассмат-ривать в качестве стратегии выживания в сложных современных условиях.
Природа мужчин и женщин различна. Это часто приводит к принципиальному взаи-монепониманию. Уставшей от жизни женщине страна амазонок может показаться ут-раченным раем. Но как всякая утопия, данная страна при ближайшем рассмотрении вызывает не только положительные эмоции. При более внимательном изучении любой идеальной страны всеобщего счастья всегда встает вопрос: а каким же образом такое счастье может быть осуществлено? За счет чего может быть достигнуто такое замеча-тельное состояние общества? И ответ всегда малоутешителен.
Обычный человек не может быть счастлив в обществе, основанном на каких-либо экстремистских принципах. Тем не менее, такие построения также будут существовать до конца существования человечества, так как они постоянную опору в его ментально-сти.
Но амазонки существуют не только как миф, утопия или легендарное прошлое. Их потомки все еще живут в тех уголках мира, которым практически до самого конца XX века удавалось оставаться затерянными, и путешественники все еще с удивлением со-общают о том миру. Вот одно из таких известий:
Известный современный французский путешественник Мишель Пессель в одном из своих многочисленных путешествий в Тибет сообщает о немногочисленном народе минаро. Эти люди выделяются среди прочего населения европейской внешностью и своими обычаями.
«В первый раз я встретил представителей этого народа в Мулбекхе. Есть такой город на полпути между Сринагаром, столицей штата Джамму и Кашмир, и Лехом, бывшей резиденцией тибетских властителей Ладакха. Этот район преимущественно тибетской культуры, населенный в основном представителями монголоидной расы, где широко распространен тибетский язык. Естественно, я был весьма удивлен, встретив здесь не-большую группу людей со светлой кожей. У них были также светлые волосы, европей-ский тип лица и длинный прямой нос. Мужчины украшали голову цветами, что прида-вало им вид стареющих хиппи. Женщины были поразительно красивы: светлая кожа, серые глаза, тонкий аккуратный нос, великолепные косы».
Но их европейская внешность оказалось обманчивой, как и внешняя хрупкость их светловолосых женщин. “В толпе можно было увидеть группы красивых светлокожих девушек с длинными волосами и серыми глазами. На их головах высились сложные композиции из благоухающих цветов в сочетании с жемчугом, коралловыми и сереб-ряными брошами. На женщинах были короткие расшитые туники, надетые поверх уз-ких шерстяных штанов, украшенных на удивление модернистским орнаментом. Их штаны резко выделялись на фоне длинных платьев женщин балти и ладакхов. Ясно, что эти женщины были прекрасными наездницами. Увы, мне понадобилось много времени, чтобы узнать также, что задумчивый вид хрупких девушек обманчив. Женщины-минаро, как выяснилось любезностью не отличаются”.
Судя по всему, Мишель Пессель имел дело с потомками древних народов. В племени минаро царил самый жесткий матриархат, и жены совсем не церемонились со своими многочисленными мужьями. Путешественник отмечает: “Со всех сторон от мужчин сыпались жалобы, что женщины, эти невыносимые существа, отравляют существование своим деспотизмом. Имея несколько мужей, им без труда удается верховодить в доме, то и дело восстанавливая мужчин друг против друга” .Даже боги минаро принадлежат только к прекрасному, но - в данном случае одновременно и сильному - полу.
“Но может быть, это и не удивительно, если учесть тот факт, что минаро населяют район, который в древних индийских текстах зовется Стиражийя - “Женское царство”.
Не та ли эта загадочная страна восточных амазонок, о которой говорил Геродот? И не совпадение ли с тем, что упоминали китайцы о Женском царстве, точнее, о двух: в Восточном Тибете и в Западных Гималаях?”




Комментарии к статье:


В качестве иллюстрации здесь, возможно, будет уместно привести собственный текст 1979 года, который я не решилась - по причине его, так сказать, крайней архаичности - включить в свой сборник Облик желаний. СПб., 1995. Предваряя его хочу заметить, что я тогда ничего не знала о тантре, это случайное совпадение. Под этим всем подразумевалось, что появление души и сотворение мира не совпадали во времени.
Фантазия
Никто не знал, откуда она пришла. Был уже вечер, когда она вышла из леса. Красное солнце ушло, и над лесом светилось голубое небо.
Ее босые ноги были в пыли.
Дорога вела к деревне, но девушка вдруг свернула и пошла к святилищу.
Люди деревни в тот вечер пошли поклониться богам, чтобы умилостивить их, они принесли полевые цветы, молоко и хлеб. Был праздник бога воды. Много лет назад Самый Большой Бог высек воду из камня, и из воды родился бог воды.
Девушка вошла в святилище. Все обернулись на нее. Она улыбнулась им, но глаза ее были темны. Может быть оттого, что свет светильников не падал на них.
- Кто ты и что тебе надо? - спросили люди.
- Я богиня Тантра -, сказала девушка. Дети засмеялись, но взрослые остановили их, потому что боги могли оскорбиться смехом. Стало тихо, и старик, который заправлял светильники в святилище, сказал:
- Зачем ты оскорбляешь богов? Ты не в своем уме.
- Я богиня Тантра -, повторила девушка. Люди поняли, что она не смеется над ними.
- Но смотри -, сказала старая женщина, показывая на каменные изваяния - видишь - вот наши боги. Мы знаем их. Они родились вместе с миром. Но тебя нет среди них.
- Они еще не знают обо мне. Я должна идти. Я шла издалека. Мне еще долго идти к ним.
Она подошла к алтарю, взяла кувшин с молоком и отломила кусок хлеба.
- Вы накормили меня -, сказала она. Она поставила кувшин на алтарь и улыбнулась людям - Пусть будет мир над вашими домами.
Она ушла, и люди долго смотрели ей вслед. Никто не знал, откуда она пришла.

А.Ф. Лосев Диалектика мифа - в кн. А.Ф. Лосев Из ранних произведений. М.,1990, С.409
Это сразу становится ясным, когда начинаешь преподавать дисциплины, синтезирующие уже полученные знания. Методы финансового анализа являются хорошим примером подобной дисциплины. Студенты экономического факультета в большинстве случаев - это лучшие ученики лучших школ, часто они оканчивали экономические колледжи или школы с экономическим уклоном. На первый взгляд, математический аппарат методов финансового анализа никак не может быть трудным для тех, кто два года только в вузе изучал интегрально-дифференциальное исчисление, теорию рядов, дифференциальные уравнения. Здесь используются лишь простейшие приемы интегрирования и пределы, анализируется поведение функций типа линейной, степенной и обратной. Но появление данных элементов высшей математики вызывает недовольство у студентов, особенное негодование вызывают логарифмы, ну и, конечно, пределы и интегралы. Постоянно сталкиваешься с прямым отказом вычислять логарифмы на калькуляторе и паническим ужасом перед табличными интегралами, пределы же имеют репутацию самую мистическую.
В этой связи в качестве курьеза могу привести следующий факт. Как-то раз, после упражнений по теории вероятности в Санкт-Петербургской Инженерно-экономической Академии я обнаружила, что учебник - замечательный, кстати, задачник под редакцией Свешникова - испорчен, оторвана половина страницы, на которой находились задачи, которые я объясняла на занятии. Я некоторое время недоумевала, но затем поняла, в чем дело. Группа была очень тяжелой, со слабой математической подготовкой. По специальности это были бухгалтера. Они все дружно ненавидели теорию вероятности, и никакие попытки наглядно объяснить задачи никакого успеха не имели. Особенно недружелюбно взирали на меня с задних парт молодые люди. Во время перерыва я ушла от них отдохнуть, оставив открытый задачник на столе - не думая, что этой старой книжке что-то может угрожать. Я даже предполагала, кто из юношей выразил таким странным образом протест против существования теории вероятности - данное действие не несло в себе ничего личного, а имело, так сказать, чисто метафизическое значение. Но мои логические выкладки уже не имели значения - он вряд ли сохранил оторванный фрагмент пострадавшей страницы.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1980, С.69
Хорхе Луис Борхес Проза разных лет.- М., 1984, С.85
Мишель Пессель Золото муравьев. - М., 1989, С.20
Там же, С.90-91
Там же, С.119
Там же, С.91

 

 



 
 






Используются технологии uCoz